Yutong E10 – осенний гость
Ташкент продолжает искать себя в плане выбора электробуса и на этот раз к нам в гости приехал Yutong E10 казахской сборки. И так, взглянем на него поближе и посмотрим, что из себя представляет данная модель.
Yutong E10. Внешний вид… со снежком
Внешний вид весьма неординарный и с первого взгляда у меня лично вызвал некоторое недоумение: куда смотрели дизайнеры и были ли они вообще, когда создавали эту модель? Yutong не первый год выпускает автобусы и есть вполне удачные модели в плане дизайна, но здесь что-то пошло не так, либо решили поэкспериментировать. Как по мне, вышло очень сомнительно, хотя это субъективное мнение, но наверняка найдутся те, кому понравятся эти фары “этажеркой” и округлые формы кузова, которые не придают автобусу завершенности в плане дизайна кузова и делают из него какой-то “обрубок”.
Но тем не менее, стоит отметить, что плюсы у этого дизайна тоже есть: нет классических “горбов” с аккумуляторами, которые обычно “красуются” на крыше как неизменный атрибут данного типа электробусов. Здесь все аккуратно “спрятано” за фальшбортами и нет каких-либо выпирающих элементов кузова, которые обычно не добавляют эстетики.
Черно-белый окрас данной модели также весьма нестандартный для городского автобуса. Обычно их стараются красить в более яркие тона, чтобы они были заметны на городских улицах, здесь же, почему-то решили отойти от эти канонов и сделать его монохромным. В плане эстетики, в целом стильно и, что называется, ему идет, но как по мне, все портит ЭМУ на красных светодиодах, которое вносит определенную эстетическую дисгармонию, плюс ко всему, в плане восприятия отображаемой информации не очень удачное, надо присматриваться, чтобы понять, что там написано на табло.
С внешним видом пожалуй все, как следует из описания выше, получился он неоднозначным и очень своеобразным, но своего ценителя наверняка найдет. Теперь же заглянем в салон… Вот салон, очень приятно удивил, тот самый случай, когда внешнее составляющая не соответствует внутреннему содержанию, но обо всем по порядку.
Салон полунизкопольный, двухдверный, с поворотно-сдвижными створками, рассчитан на перевозку 27+3 сидячих и порядка 50 стоячих пассажиров. В передний части салона, первые три кресла сделали “полуторными” как в наших Мерседесах, благодаря этому, передний проход получился достаточно широким. Далее, до накопительной площадки, кресла располагаются по схеме 1+2, с одной стороны в низкопольной области салона располагаются два кресла рядом, с другой – ряд одинарных кресел, которые расположены на достаточно высоком подиуме – та самая плата за “низкопольность”. Но отрадно, что здесь не стали городить “метрошную” схему расположения кресел, разворачивая их в салон, как это модно стало делать в некоторых китайских моделях.
За средней дверью начинается “эверест” который надо покорять для того чтобы попасть на кресла расположенные на нем. Это пожалуй единственный из его минусов, так как спуск и подъем по ступенькам, а тем более во время движения автобуса, создает дополнительный риск получить травму при падении с них, в случае резкого торможения автобуса или же если человек просто оступился.
В данной части автобуса кресла расположены по схеме 2+2, т.е. по четыре кресла в ряд и самые дальние ряды это… тут, пожалуй повторюсь цитатой из обзора про Витовт: “это настоящий “мини-рай” для не любителей уступать кому-либо места, куда можно залезть и вполне успешно “спрятаться” от какой-нибудь бабки. Молодежь, думаю оценит и с удовольствием будет оккупировать эту “галерку”.
Сами кресла очень удобные и широкие, т.е. никакого стеснения нет, если рядом сидит еще кто-то. Шаг между креслами также достаточно широкий и коленки сильно не упираются в кресло которое расположено спереди.
Обивка кресел темная в тон внешнему окрасу автобуса, с желтыми, волнистыми линиями, но как по мне, очень удачно подобрана и играет не последнюю роль в формировании чувств комфорта и уюта, которые возникают когда попадаешь в салон.
В отличие от Yutong E12, здесь не стали мудрить с накопительной площадкой и расположили ее по классической схеме – практически напротив задней двери. Благодаря этому, не надо совершать лишний действий с коляской, чтобы попасть на нее. Но опять же, здесь напиханы “раскладушки”, которые в случае использования, уже не позволят пристроить в накопителе коляску без дополнительной просьбы освободить его. Хотя в этот раз, там была замечена предусмотрительная наклеечка с надписью “Сначала коляска!”.
Поручни ярко-желтого цвета их много, расположены достаточно удобно и так чтобы можно схватиться в любой момент и в любом положении. И плюс здесь, в этом “монохромном салоне”, они являются самым настоящим украшением, радующим глаз. Тот, редкий случай когда желтые поручни в тему, ну, это уже к теме субъективных особенностей, согласно которым по моему мнению: ничто так не украшает салон, как блестящие хромированные поручни.
В передней части салона на горизонтальных поручнях висят дополнительные пластиковые ручки для низкорослых пассажиров и по совместительству являющиеся “колотушками” для голов остальных стоячих пассажиров. Минус их в том, что висят они статично и сдвинуть их нельзя, можно только закинуть на поручень, чтобы они не мешались. В этом плане, как мне кажется, самое оптимальное решение было у МАЗ-203, если не ошибаюсь. Там вместо пластиковых ручек, висели кожаные ремешки, которые, можно было двигать по поручную. Это само по себе, конечно не новшество, но фишка их была в том, что на них была клипса которая позволяла затянуть и зафиксировать ремешок в определенной части поручня благодаря чему, при его использовании во время движения автобуса, пассажир не скользил вместе с ним по всему поручню. Лучшего, как мне кажется, пока больше никто не придумал.
С учетом нынешних погодных условий стоит отметить, что салон очень теплый. Применительно же к теплому и жаркому времени года, то в салоне есть кондиционер и большие раздвижные форточки, которые своим видом несколько портят внешний вид автобуса, но зато в плане своих функциональных возможностей, для Ташкента это то что надо, вентиляция и обдув салона будут великолепными. Правда, тут опять же, может возникнуть “конфликт интересов”, когда летом при работающем кондиционере пассажиры будут открывать форточки, чего делать не рекомендуется, и нет наклеечки, которая предупреждала бы об этом.
Уютный уголок. “Полуторка” с полочкой
Что еще из маленьких, но приятных особенностей, которые есть для пассажиров?
По всему салону, на бортах расположены сдвоенные USB-порты, для подключения и зарядки мобильных устройств, причем расположены они так, что дотянуться можно с любого кресла. Не считал, сколько их, но на вид, в теории, одновременно могут заряжаться большая часть сидячих пассажиров. Кстати, проверял, работают.
На окнах присутствуют занавески которые в случае ненадобности можно сложить в гармошку и закрепить на оконной стойке.
На потолочных панелях над каждым креслом расположены индивидуальные вентиляционные лючки для того, чтобы можно было регулировать поток холодного воздуха от кондиционера, мелочь, а приятно, плюс дополнительный элемент комфорта.
Из дополнительных развлечений, которые могут доступны для пассажиров во время поездки, это аудио и видео медиа-контент, т.е. музыка и видеоряд который может транслироваться по видео монитору, расположенному в салоне. Во время моей поездки, в салоне играло радио, а монитор был отключен.
И завершая разговор о салоне, заглянем в кабину водителя. Здесь буду краток: Мне понравилась.
Приборная панель и элементы управления различными системами автобуса, к которым я так люблю придираться в плане дизайна, очень стильные, аккуратные и выполнены очень качественно. Кнопки, лампочки, сигнализация, монитор для просмотра видеокамер, распложены на панели очень удобно и органично вписываются в дизайн панели. Но, тут это взгляд и оценка больше со стороны, об удобстве использования всего этого надо, конечно узнать у водителя.
Сама кабина на вид, просторная и от пассажирского салона отделена дверцей с большим стеклянным окном, которая делает саму кабину водителя еще более изолированной от пассажиров и создает дополнительный уровень комфорта для водителя.
Кабина водителя. Приборная панель
В целом, по салону это все. Если же резюмировать все вышесказанное, то вот здесь очень хорошо и точно подходит такое выражение как “запах качества”. Вот, здесь в E10 он как раз очень хорошо “чувствуется” и заметен. Грамотная компоновка кресел, удобное расположение поручней и прочих элементов салона которые во многом продуманы до мелочей, его удачная цветовая гамма в купе с очень высоким качеством сборки, делают его очень уютным, удобным и комфортным. В общем, у меня лично, остались очень хорошие впечатления от данного салона, один из лучших, который доводилось видеть в тестовых образцах, бывавших у нас, да и вообще не в тестовых тоже.
Что же еще в целом по электробусу? Очень тихий, ход плавный, но это до тех пор пока он едет по хорошей дороге, если же выскакивает на участок с плохим качеством дорожного покрытия, то и в салоне это сразу ощущается, но тут уже претензия больше к состоянию дорог.
Ну, и завершая о нем разговор, выскажу наверное, несколько субъективное мнение о нем.
По внешнему виду и дизайну, с первого взгляда, он воспринимается очень неоднозначным, где-то топорным, немного спорным по некоторым элементам дизайна, но все это компенсируется его внутренней составляющей, т.е. его салоном. Чувствуется, что создатели постарались уделить ему большое внимание и смогли сделать его таким максимально комфортным и удобным.
Теперь же только остается пожелать ему удачного завершения тестовых испытаний и дальнейшего появления на наших улицах в качестве основного подвижного состава на каком-нибудь городском маршруте.